Алгоритм с ветвлением в среде программирования Turbo Pascal
Тип урока: урок изучения новых знаний и их первичное закрепление.
Цели урока:
1. способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации;
2. сформировать представление о принципе работы условного материала;
3. сформировать навыки программирования в среде TP
4. формирование ИКТ- компетентности;
5. развитие алгоритмического мышления.
6. способствовать формированию партнерских отношений в классе.
Оборудование:
• Мультимедийный проектор;
• Интерактивная доска;
• Презентация;
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
3. Мотивация. Сообщение темы цели и темы урока.
4. Объяснение нового материала.
5. Первичное закрепление нового материала
6. Выполнение заданий.
7. Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Ученики дают подробные пояснения к ответам.
Какие числа относятся к типу
Integer
Real
Исправь ошибки в программе
Program 2 pr;
Var b,s: real;
Begin
Writeln (Введите числа b и с)
Readln( b,c);
A=b+c;
Write ln ( ‘a=’,a);
End.
Запиши на языке программирования следующее математическое выражение:
х2+2ху-у2
Переведите запись с языка программирования Паскаль на математический язык
Sqrt(x)*3 – (a+2)/b
Ученики выходят к доске, выполняют задание, делают пояснения (слайд №3).
Остальные учащиеся работают в паре. Меняются с соседом тетрадями. Оценивают работу.
Учитель задает вопросы:
• Для решения какой задачи составлена программа.
• Приведите пример, когда программа не будет работать. Объясните почему?
• Можем ли мы изменить программу, что бы она была верной для любых чисел.
• Почему?
Предлагает определить тему урока и сформулировать цель.
3. Сообщение темы урока.
Знакомит учащихся с условным оператором (слайд № 5,6)
Условные операторы позволяют выбирать для выполнения те или иные части программы в зависимости от некоторых условий. Если, например, в программе используются вещественные переменные x и z, и на каком-то этапе решения задачи требуется вычислить z=max(x, y), то желаемый результат получается в результате выполнения либо оператора присваивания z:=x, либо оператора присваивания z:=y. Поскольку значения переменных x и y заранее неизвестны, а определяются в процессе вычислений, то в программе необходимо предусмотреть оба эти оператора присваивания. Однако на самом деле должен выполниться один из них. Поэтому в программе должно содержаться указание о том, в каком случае надо выбирать для исполнения тот или иной оператор присваивания.
Это указание естественно сформулировать с использованием отношения x>y. Если это отношение при текущих значениях x и y справедливо (принимает значение true), то для исполнения должен выбираться оператор z:=x; в противном случае для исполнения должен выбираться оператор z:=y (при x=y безразлично, какой оператор выполнять, так что выполнение оператора z:=y в этом случае даст правильный результат).
Для задания подобного рода разветвляющихся вычислительных процессов в языках программирования существуют условные операторы. Рассмотрим полный условный оператор Паскаля: If b then S1 else S2;
Здесь if (если), then (то) и else (иначе) являются служебными словами, В – логическое выражение, а S1 и S2 – операторы.
Посмотрите на слайд. Программа для решения какой задачи составлена? Подчеркните условный оператор
При формулировании алгоритмов весьма типичной является такая ситуация, когда на определенном этапе вычислительного процесса какие-либо действия надо выполнить только при выполнении некоторого условия, а если это условие не выполняется, то на данном этапе вообще не нужно выполнять никаких действий. Простейшим примером такой ситуации является замена текущего значения переменной х на абсолютную величину этого значения: если x=0, то текущее значение х должно остаться без изменений, т.е. на данном этапе вообще не надо выполнять каких-либо действий.
В подобных ситуациях удобна сокращенная форма записи условного оператора в Паскале: if B then S;
4. Первичное осознание и осмысление нового материала (слайд № 7,8 )
Выполните задания:
1. Запишите условный оператор, в котором значение переменной с вычисляется по формуле: a+b, если а нечетное и a*b, если а четное.
2. Запишите условный оператор, который вычисляет значение функции:
5. Применение полученных знаний. (слайд № 9)
Учитель предлагает задания.
1. В начале урока мы рассматривали программу для решения квадратного уравнения. Можем ли теперь её решить теперь?
2. Какое будет значение будет принимать переменная х?
A:=5; b:=4; c:=3;
If a>b then x:=a+b
Else begin
A:=b+c; x:=a-3*b;
End.
A:=9; b:=8; c:=2;
If (a>b) and (b>c) then x:=2*a+b+c
Else begin
A:=b+c; x:=a-3*b;
End.
A:=1; b:=4; c:=8;
If (ac) then x:=5*a-b
Else
x:=4*a*b;
End.
a:=7; b:=3; c:=6;
If (ac) then x:=4*a-b*a
Else x:=a-b;
End.
a:=53; b:=14;
If ab then x:=a*b else x:=a;
End.
6. Домашнее задание (слайд №10)
• Напишите фрагмент программы, подсчитывающих сумму только положительных из трёх данных чисел.
Дано трехзначное число. Напишите программу определения, является ли оно полидромом (“перевертышем”)
Комментарии отсутствуют!
Вы можете стать первым комментатором этой работы