Проблемы истории казачества всегда интересовали общественность, особенно в последнее 10летие, но чаще всего эта тема ограничивается дискуссиями, в которых объективной оценки, как таковой, нет. Вопрос об участии казаков Юга России в Великой Отечественной войне неоднозначен и до сих пор вызывает множество споров.
Со времен возникновения казачества и становления его на Руси, как отдельного народа со своими нравами, нормами и обычаями, казаки называли себя братством. Эта огромная семья несколькими столетиями готовила их сынов к служению Отчизне, и любой казак с малолетства знал, что погибнуть, сражаясь за родину, высшая награда, она
воспитывала в них чувство любви к Отечеству, чести, единства, никто и представить не мог, что эти люди в будущем будут воевать друг против друга, брат против брата…
Раскол казаков на красных и белых.
С момента прихода к власти большевиков в началась политика «расказачивания» и массовые репрессии, ограничения в призыве на военную службу и ношении традиционной одежды, коллективизация и раскулачивание вели к ликвидации казачества как определенной социальной группы. На 15 марта 1923 в результате исхода белой гвардии на Дону осталось лишь немногим более 1,5 миллиона человек, казаков же - еще меньше. По циркулярному письму ЦК ВКП (б) об отношении к казачеству, составленному Свердловым, Крестинским и Владимирским, ревкомами и военно-полевыми судами были расстреляны все без исключения казаки, занимавшие служебные выборные и назначаемые должности, окружные и станичные атаманы, их помощники, судьи и урядники, а также все офицеры Донской армии.
Уничтожалась не только казачья элита, включая наиболее зажиточные слои, расстрелу подлежали и рядовые казаки, активно сопротивлявшиеся установлению Советской власти. В выживших казачьих семьях тлела ненависть к утвердившемуся порядку. Понимая это, власти не доверяли донским казакам.
Красные казаки.
Лишь в середине 1930-х гг. политика в отношении казачества стала меняться. В 1936 г. 10-я и 12-я кавалерийские дивизии были преобразованы в 10-ю Терско-Ставропольскую и 12-ю Кубанскую территориальные казачьи дивизии, на Дону сформировалась 13-я Донская территориальная казачья дивизия. Все три дивизии вошли в состав 4-го казачьего кавалерийского корпуса Северо-Кавказского военного округа. 4-я и 6-я кадровые кавалерийские дивизии Белорусского военного округа, составлявшие в свое время основу 1-й Конной армии, стали называться 4-й Донской и 6-й Кубано-Терской казачьими Краснознаменными дивизиями им. К. Е. Ворошилова и СМ. Буденного и вошли в 6-й казачий кавалерийский корпус.
В 1936 году в газете «Красная звезда» вышло обращение казаков к советскому правительству:
"Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины ... Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину...".("Красная звезда", г., 24 апреля).
Накануне Великой Отечественной войны, в 1940 — 1941 гг., большую часть не только казачьих, но и вообще всех кавалерийских частей расформировали, уже не по политическим, а по военным причинам, передав их личный состав в танковые и механизированные войска. К 22 июня 1941 г. в составе РККА из казачьих соединений оставалась лишь 6-я Кубано-Терская казачья кавалерийская дивизия в составе 6 казачьего кавалерийского корпуса.
Отдельные авторы считают, что «Сталину казаки были нужны, как и царю, для подавления вспышек недовольства: более надежных исполнителей по этой части найти было трудно» (А. Орлов). Однако большая часть исследователей связывает появление казачьих дивизий в РККА с обострением международной обстановки накануне войны, а также с победой колхозного строя и ликвидацией сословной обособленности казачества.
Осенью 1941 г., в прежних казачьих районах Юга России началось формирование сначала добровольных сотен, а затем кавалерийских эскадронов и дивизий. Добровольцы, прежде всего служившие в Красной Армии во время Гражданской войны, должны были являться на сборные пункты на колхозных лошадях, со своим обмундированием и холодным оружием. При этом главным фактором, обеспечивавшим отбор добровольцев в казачьи части, признавалась политическая лояльность, а не происхождение, и даже не навыки кавалерийской езды, а, сюда не принимали тех, кто служил у белых или имел репрессированных родственников. Еще меньше учитывалось социальное происхождение при дальнейшем пополнении казачьих частей рядовым и особенно командным составом. В результате в составе казачьих кавалерийских дивизий сражались представители различных народов.
С началом Великой Отечественной войны выяснилось, что кавалерийские части еще могли принести пользу при их умелом использовании. Положительным примером такого использования считались рейды в тыл противника 2-го и 3-го кавалерийских корпусов генерал-майоров П. А. Белова и Л.М. Доватора, ставших соответственно 1-ми 2-м гвардейскими кавалерийскими корпусами. Боевой опыт казаков-гвардейцев широко прославлялся.
В целом, в годы войны отношение советского руководства к казачеству продолжало эволюционировать от политики полной ликвидации казачества как определенной социальной группы к его формальному признанию в качестве самостоятельного народа. Среди казаков 262 человека получили звания Героев Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17 кавдивизий заслужили гвардейские звания, кроме всего прочего вместе с победоносными полками Красной Армии казачьи части прошли по Красной площади во время Парада Победы 24 июня 1945 г.
Белые казаки.
Что же происходило с «истинными» казаками, которые были репрессированы? Естественно, что казаки как монархисты были недовольны итогами февральской революции, но, как и большинство военных, последовали призыву Государя Николая II подчиниться Временному правительству для завершения войны и, конечно, выражали недовольство "приказом № 1" о демократизации армии. Среди казаков началась антибольшевистская деятельность, которую самыми бесчеловечными способами отражали представители красных. Во время Великой Отечественной войны оккупация Дона, Кубани и Ставрополья гитлеровскими войсками многими антисоветски настроенными казаками была расценена как последний шанс с помощью немецких штыков вернуть в их регионы старые, досоветские, порядки. На территориях временной немецкой оккупации стали формироваться казачьи части, в станицах и хуторах вновь утвердилась атаманская власть. В октябре 1942 г. в оккупированном германскими войсками Новочеркасске прошел казачий сход, на котором был избран штаб Войска Донского. Началась организация казачьих формирований в составе Вермахта, как на оккупированных территориях, так и в эмигрантской среде. С марта 1944 года Пётр Николаевич Краснов являлся начальником Главного Управления Казачьих Войск при Остминистерстве Германского Рейха.
Многие историки, политики и публицисты придерживаются такой точки зрения: раздававшиеся потом мемуаристами упреки в "сепаратизме" Краснова, в связи с его нежеланием подчиниться командованию созданной Алексеевым и Корниловым Добровольческой армии, несостоятельны, ведь у него было иное стратегическое видение.
Генерал писал: «Нельзя забывать, что в то время, когда из многомиллионной массы русского народа только тысяча героев встали на защиту поруганной Родины, а остальные покорно несли ярмо Интернационала, мирясь с унижениями и оскорблениями… России нет, Россия больна, поругана и истерзана. Дон сейчас одинок и ему необходимо впредь до восстановления России сделаться самостоятельным и завести все нужное для такой жизни. Казачество должно напрячь все силы и всеми мерами бороться с большевиками, участвуя в освобождении России от большевистского засилья. Все, кто против большевиков – наши союзники. С немцами казаки воевать не могут; их приход надо использовать в целях успешной борьбы с большевиками и вместе с тем, показать им, что донское войско не является для них побежденным народом».
Когда с января 1943 г. немецкие войска начали отступать, вместе с ними ушла на запад часть казаков с семьями. 31 марта 1944 года в Берлине было образовано Главное управление казачьих войск (Hauptverwaltung der Kosakenheere) во главе с Красновым. В июле 1944 г. немцами было принято решение о переброске казаков с семьями в северную Италию (Карния) для борьбы против итальянских красных антифашистов. 8 мая 1945 года, по условиям капитуляции германских войск, оружие обязаны были сложить и красновские казачьи формирования, дислоцированные в Северной Италии. Десятки тысяч беженцев, прикрываемые несколькими полками, двинулись в Австрию - английскую зону оккупации. Пунктом назначения было селение Катчак.
Походный атаман Даманов в городе Лиенце встретился с командованием английских войск и объяснил, что казаки ушли от сталинской тирании и их единственное желание - драться с большевиками. Как утверждал позднее на допросах атаман, такая позиция казаков вроде бы вполне устроила англичан.
27 мая казакам было приказано сдать оружие, а казачьим офицерам и военным начальникам прибыть в город Виллах на переговоры с английским командованием. Там якобы должен был решаться вопрос об интернировании Казачьего стана.
Но случилось то, чего казаки, не являвшиеся военнопленными, никак не ожидали. Отделив офицеров от рядовых, англичане приказали всем садиться в грузовики и следовать в город Юденбург для передачи командованию Красной Армии.
Потрясенный случившимся, генерал Краснов успел направить две петиции - королю Великобритании Георгу VI и Международному Красному Кресту в Женеву. В них он требовал, чтобы причины, побудившие казаков к сотрудничеству с немцами, были тщательно расследованы. Если среди казаков, настаивал он, будут установлены лица, причастные к военным преступлениям, то судить их должен лишь Международный военный трибунал.
Но, несмотря на то, что формирования Казачьего стана никогда не сотрудничали с так называемой Российской освободительной армией генерала Власова, напротив, всегда подчеркнуто дистанцировались от нее, десятки тысяч казаков-беженцев разделили судьбу власовцев. Их ждали смерть и лагеря. Переданных советскому командованию офицеров расстреливали на месте, генералов отправляли в Москву на Лубянку, а основную массу Казачьего стана, в том числе стариков, женщин и детей, погнали по этапу в ГУЛАГ, откуда вернуться большинству из них было уже не суждено.
При аресте Краснова в Австрии несколько советских военачальников поинтересовались его мнением о будущем России. Известен ответ царского генерала: "Будущее России велико! Я в этом не сомневаюсь. Русский народ крепок и упорен. Он выковывается, как сталь. Он выдержал не одну трагедию, не одно иго. Будущее - за народом, а не за правительством. Режим приходит и уходит, уйдет и советская власть. Нероны рождались и исчезали. Не СССР, а Россия займет долженствующее ей почетное место в мире".
Вывод.
В своей книге «Воспоминания» И.А.Поляков писал:
«Только будущий историк, свободный от субъективных переживаний и впечатлений, руководясь не сердцем, а холодным рассудком, описывая нашу эпоху, не сможет обойти молчанием славных имен этих выдающихся русских патриотов, своей жизнью запечатлевших жертвенную верность Родине и Долгу, и на основании сухих, исторических материалов, скажет о них свое последнее, правдивое слово, отведя, каждому из них по заслугам, место в истории.
Нам современникам, находящимся еще под свежим впечатлением только что пережитого, такая задача едва ли по силам. Но как участники или случайные наблюдатели тех или иных событий, мы не только можем, но и должны облегчить будущему Карамзину его трудную задачу, изложив правдиво и беспристрастно то, чему мы были живыми, непосредственными свидетелями.»
Многие молодые люди, на чьё мнение и надеялся писатель, узнав о том, что и такое было в истории нашей страны, что и русские казаки воевали на стороне фашистов, считают их предателями и даже не пытаются разобраться в том, чем руководствовались эти люди, воюя против «своих». Однако в этом вопросе есть множество нюансов и мы вряд ли узнаем достоверную информацию о том зачем, для чего одни назвали себя красными, забыв о раскулачивании своих братьев казаков (хотя остается вопрос о том можно ли их считать истинными казаками, если большинство из них относилось к другим национальностям),
и почему другие решили, что перейдя на сторону нацистов смогут вернуть досоветские порядки в России, ведь, по сути дела, фашизм – это проявление тоталитаризма, так же как и советская власть. Существует такое мнение, что белые поступили так, руководствуясь тем, что среди жителей Дона менее половины были казаками. Они боялись, что их привилегии отменят, а землю разделят поровну между ними и простыми крестьянами. А атаман Краснов без колебаний признал донских казаков отдельной нацией и убедил казаков, что они живут в самостоятельном, независимом государстве, прекрасно обустроенном, а большевики угрожают Дону, как независимому, богатому, счастливому государству, несут нищету, порабощение. Известна следующая фраза Краснова: «У меня четыре врага: наша донская и русская интеллигенция, ставящая интересы партии выше интересов России, мой самый страшный враг - генерал Деникин; иностранцы - немцы или союзники, большевики. И последних я боюсь меньше всего, потому что веду с ними открытую борьбу, и они не притворяются, что они мои друзья...». Как теперь известно, про немцев Краснов лукавил...
Если отвлечься от анализа действий лиц непосредственно связанных с определенными событиями Великой Отечественной войны и обратить внимание на простых людей, которые волей судьбы оказались на «поле боя», то очевидным станет лишь одно: и те и другие сражались за родину, но для одних это был Советский союз, а для других Россия (Российская империя), но это наша история, к которой нельзя относится скептически или презирать, её нужно чтить и не допускать роковых ошибок наших предков.
Список литературы:
1. Воспоминания начальника штаба Донских армий и Войскового штаба Генерального штаба ген. майора И.А.Полякова «ДОНСКИЕ КАЗАКИ В БОРЬБЕ С БОЛЬШЕВИКАМИ» – Мюнхен, 1962
2. А.А. Смирнов, Казачьи атаманы – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.:«ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
3. http://www.hrono.ru
Хорошая работа, спасибо!