Эссе на тему: «Развитие социально-нравственных качеств дошкольников через нетрадиционные техники рисования»
Воспитатель: Босенко Л. А.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель – удивительная профессия. Плюс её в том, что она дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. Детский мир намного интереснее, богаче, чем мир взрослого. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, только творческий воспитатель может развивать творческих детей. А как развить творческих детей?
Большинство из нас уже давно забыли о той радости, которое приносило нам рисование и декоративно –прикладное творчество в нашем детстве. А вместе с этим оно имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, умственного развития ребёнка. Ещё В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка – на кончике его пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другим словом, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Каждый ребёнок с упоением рисует всё, что видит, слышит, ощущает, воображает. Исследования учёных всё чаще доказывают, что человек – творец. Как правило, его творческие способности скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их разбудить.
Рисование – это своего рода экспериментирование с материалами и их свойствами, с художественными инструментами, образами, композициями и пр. Первые «каляки-маляки», «наскальная» живопись на обоях, рисование палочкой на песке или пальцем на стекле, смешивание красок и открытие новых цветов - вот лишь общеизвестные примеры детского изобразительного экспериментирования.
Цель моей работы как воспитателя – создать педагогические условия для развития социально – нравственных качеств личности дошкольника через использование нетрадиционных техник и приёмов рисования, экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Для того чтобы детское творчество успешно развивалось у моих детей, я решила найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки.
В результате поиска я пришла к идее использования нетрадиционных приёмов рисования. Образовательную деятельность хотелось построить так, чтобы детям было интересно рисовать. Использую в учебном процессе самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновые свечи, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки, поролоновые губки различный природный материал и многое другое, а так же комбинирую разные материалы, применяю смешанные изобразительные техники. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
Для ребенка это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушить правила использования некоторых материалов.
Рисование нетрадиционными методами раскрепощает детей и позволяет им не бояться сделать что-то не так, способствуют снятию детских страхов, обретению веры в свои силы и окружающий мир, дарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Опыт моей работы показывает, что именно эти техники и приёмы в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент твориться у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности в художественном творчестве. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? Такое рисование не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени отведённого на выполнение задания. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Утром, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. В одних, – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то - пока равнодушие. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, надо помочь освоится.
Я считаю, что детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него.
Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено. Я учу детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям.
С раннего детства формирую такие черты характера, которые помогут ему стать достойным и гражданином нашего общества.
Развивая творчество у детей, я в то же время учусь вместе с ними быть творческим, современным педагогом. Стараюсь все время находиться в поиске нового, интересного, чтобы наша жизнь в группе не стояла на месте. Пытаюсь быть для своих любимых ребят не столько воспитателем, который всё знает, всему учит, но и товарищем по играм: не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности, уметь вместе смеяться, думать, чувствовать.
Наше будущее зависит от наших воспитанников. Они – потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны её сохранить, развивать и передать своим детям и внукам. И от того, как и чему мы научим наших детей, зависит будущее нашей страны. Р. Кэмпбелл писал: «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.
Комментарии отсутствуют!
Вы можете стать первым комментатором этой работы