Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Учет типологических особенностей детей. Адресный подход
Педагогический форум RusEdu > Педагогика и воспитание > Школьники и подростки
Виктор Прокофьев
Современные педагоги стремятся сделать процесс обучения и воспитания гуманным, обращенным к ученику. Для этого необходимо увидеть личность каждого ребенка, помочь ему в познании себя. Адресный подход помогает детям раскрыть все свои внутренние силы и возможности, создает необходимые условия для свободного гармоничного развития личности. Деятельность учителя предусматривает его непосредственное участие в создании целостной системы воспитания в школе, включающей такие основные направления, как
  • Общее развитие детей.
  • Формирование у них учебной мотивации.
  • Помощь в профориентации учеников выпускных классов.

Учет типологических особенностей детей может расширить возможности педагога в решении этих задач.
Предлагаю Вашему вниманию статью, посвященную методике реализации процесса типологической диагностики, рассчитанной на использование педагогами и школьными психологами в учебном процессе.
Методика состоит из нескольких последовательно идущих шагов, каждый из которых обеспечивает педагога новой дополнительной информацией о его подопечных, позволяет все более углубленно дифференцировать их различия, показывает открывающиеся возможности для педагога в части продуманного, адресного подхода к каждому ребенку.
Ссылка на статью Соционический подход к повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога, школьного психолога
Lia
Цитата(Виктор Прокофьев @ 28.11.2008, 21:51) «
Современные педагоги стремятся сделать процесс обучения и воспитания гуманным, обращенным к ученику. Для этого необходимо увидеть личность каждого ребенка, помочь ему в познании себя. Адресный подход помогает детям раскрыть все свои внутренние силы и возможности, создает необходимые условия для свободного гармоничного развития личности. Деятельность учителя предусматривает его непосредственное участие в создании целостной системы воспитания в школе, включающей такие основные направления, как
  • Общее развитие детей.
  • Формирование у них учебной мотивации.
  • Помощь в профориентации учеников выпускных классов.

Учет типологических особенностей детей может расширить возможности педагога в решении этих задач.
Предлагаю Вашему вниманию статью, посвященную методике реализации процесса типологической диагностики, рассчитанной на использование педагогами и школьными психологами в учебном процессе.
Методика состоит из нескольких последовательно идущих шагов, каждый из которых обеспечивает педагога новой дополнительной информацией о его подопечных, позволяет все более углубленно дифференцировать их различия, показывает открывающиеся возможности для педагога в части продуманного, адресного подхода к каждому ребенку.
Ссылка на статью Соционический подход к повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога, школьного психолога


Очень интересная статья! Согласна, что соционика действительно может очень полезным инструментом в педагогике, профориентации детей. К сожалению, немногие пока об этом знают.
Вера_Валерьевна
Цитата(Lia @ 4.12.2008, 4:11) «
Очень интересная статья! Согласна, что соционика действительно может очень полезным инструментом в педагогике, профориентации детей. К сожалению, немногие пока об этом знают.


Согласна с Вами, Lia. Как жаль, что такая полезная тема оказалась в разделе спама! Как мне показалось, кроме того, что вы перечислили, эта технология помогает наладить психологическую атмосферу в классе, понимать и принимать сложных, нестандартных учеников.
Очень приятно, что ученикам самим интересно узнать о себе больше, свои таланты, склонности.
Это действительно помогает наладить доверительные отношения между классным руководителем и его учениками, когда учитель подбирает свой ключик, к каждому ученику свой.
Павел Наумов
Цитата(Вера_Валерьевна @ 5.12.2008, 4:59) «
Как жаль, что такая полезная тема оказалась в разделе спама!

Так автор разместил почему-то. Перенес в соответствующий раздел.
Вера_Валерьевна
Цитата(Павел Наумов @ 5.12.2008, 5:25) «
Так автор разместил почему-то. Перенес в соответствующий раздел.


Спасибо smile.gif
Нашла еще интересную и простую статью о разнице в воспитании детей разных типов, о подходах к ним. Называется "Почему я не похож на папу?"
http://socionics.ru/pochemu.htm

Еще интересный пример из буквально недавних событий в знакомой школе:
Благодаря учету соционического типа, удалось неуспевающего ученика замотивировать сдать задолженности.
Ученик относится к типу Сенсорно-этического экстраверта.
Сложности с математикой связаны с объективной слабостью функции логики. В результате личной беседы выяснилось, что личное отношение к учителю математики очень хорошее и это уважение и признание достаточно важно для ученика. Также мотивируя его не только уважением и статусом в классе, но и возможностью больше заниматься спортом, где он добивается призовых мест, удалось договориться о сдаче задолженностей по математике.
Благодаря природному умению находить подход к людям, ученик нашел друзей, кто с ним позанимается дополнительно. А также благодаря врожденным волевым качествам организовался и сдал все. Задача учителя была в том, чтобы направить эти лидерские качества в нужное русло.
Еще одним из мотивирующих факторов в разговоре стала тема будущих перспектив, вопроса развития, в чем ученику была оказана необходимая поддержка по слабой интуиции.

Теперь даже классный руководитель этого ученика приходит к математику, как к посреднику, чтобы договориться о сдачах задолженностей по другим предметам.

Lia
Цитата(Вера_Валерьевна @ 11.12.2008, 15:19) «
Спасибо smile.gif
Нашла еще интересную и простую статью о разнице в воспитании детей разных типов, о подходах к ним. Называется "Почему я не похож на папу?"
http://socionics.ru/pochemu.htm

Еще интересный пример из буквально недавних событий в знакомой школе:
Благодаря учету соционического типа, удалось неуспевающего ученика замотивировать сдать задолженности.
Ученик относится к типу Сенсорно-этического экстраверта.
Сложности с математикой связаны с объективной слабостью функции логики. В результате личной беседы выяснилось, что личное отношение к учителю математики очень хорошее и это уважение и признание достаточно важно для ученика. Также мотивируя его не только уважением и статусом в классе, но и возможностью больше заниматься спортом, где он добивается призовых мест, удалось договориться о сдаче задолженностей по математике.
Благодаря природному умению находить подход к людям, ученик нашел друзей, кто с ним позанимается дополнительно. А также благодаря врожденным волевым качествам организовался и сдал все. Задача учителя была в том, чтобы направить эти лидерские качества в нужное русло.
Еще одним из мотивирующих факторов в разговоре стала тема будущих перспектив, вопроса развития, в чем ученику была оказана необходимая поддержка по слабой интуиции.

Теперь даже классный руководитель этого ученика приходит к математику, как к посреднику, чтобы договориться о сдачах задолженностей по другим предметам.


Вера Валерьевна, а есть ли еще какие-то способы мотивации детей? Я имею в виду то, что можно взять из соционики.
Tavrika
Каждый ученик - индивидуум. Нельзя всех учеников одного класса учить одинаково. Кто-то хуже может понимать, а кто-то лучше.
Lia
Цитата(Tavrika @ 15.12.2008, 13:01) «
Каждый ученик - индивидуум. Нельзя всех учеников одного класса учить одинаково. Кто-то хуже может понимать, а кто-то лучше.


Конечно, нельзя учить одинаково!
Стала заниматься соционикой и поняла, что это как раз может помочь найти к ученику индивидуальный подход... Если, конечно, учитывать его тип. smile.gif Например, как объяснить материал ученику, в какой форме подать, чтобы он понял... Как помочь ему эффективно задействовать свои сильные функции и не перегружаться по слабым. Как замотивировать ребенка на выполнение тех заданий, которые он вообще делать не хочет.
Вера_Валерьевна
Цитата(Lia @ 15.12.2008, 1:49) «
Вера Валерьевна, а есть ли еще какие-то способы мотивации детей? Я имею в виду то, что можно взять из соционики.


Наверное одно из самых распространенных- это группы мотивации. Т.е. разделение 16 типов на 4 группы по 4 типа. Для каждой из 4х групп свой стимул к деятельности. Например, престиж или уникальность.
Вот недавно был пример о том, как удалось применить стимульную группу в работе с трудным ребенком.

Ребенок относится к группе типов, настроенных на уникальность. Бросает вызовы учителям, "ищет приключений", ведет себя необычно, нестандартно. Это вызывает у учителей реакцию непонимания. Говорят ребенку, что он такой же как все, ничем не лучше других и должен работать как все. Это вызывает демотивацию к учебе и ухудшает отношения с ребенком, поскольку имеено дети из этой группы хотят быть непохожими на других, выделяться.
Рекомендации и решение: Сказать, что он уникален, что ценят его необычное мнение, его идеи. Это помогло снять напряжение. Стали давать отдельные задания, поручать необычную работу, упражнения. Дали возможность спорить с учителем математики и придумывать свое решение. Стали советоваться и сотрудничать в вопросах развития своих же способностей, интересов. Перестали предъявлять повышенные требования к аккуратности и красоте записей.

Конечно, кроме этих групп есть еще много инструментов, например, связанных с психическими функциями каждого типа в модели А.
Если в первом случае достаточно определить только стимульную группу, то для применения второго уже нужно диагностировать тип в целом, а это не всегда удается сделать. Для того чтобы определиться со стимулом, достаточно определить 3 признака Рейнина. А для выхода на тип нужно существенно более длительная работа.
Многие школы в соционике хотят научить диагностировать сразу тип. Я считаю, что это слишком объемная задача. Начинать нужно с простого и идти к сложному. Эту задачу можно разбить на этапы и закрепляться на каждом из них последовательно. Сначала определять группы в отдельности, а потом уже собирать их в целом. Хорошо, то, что каждая группа уже несет сама по себе полезную информацию по применению. Как, например, стимулы к деятельности, стили общения или ориентация на вид деятельности.
Такой метод обучения применяется на сегодняшний день только в НИИ соционики.

Lia
Цитата(Вера_Валерьевна @ 16.12.2008, 14:57) «
Конечно, кроме этих групп есть еще много инструментов, например, связанных с психическими функциями каждого типа в модели А.
Если в первом случае достаточно определить только стимульную группу, то для применения второго уже нужно диагностировать тип в целом, а это не всегда удается сделать. Для того чтобы определиться со стимулом, достаточно определить 3 признака Рейнина. А для выхода на тип нужно существенно более длительная работа.
Многие школы в соционике хотят научить диагностировать сразу тип. Я считаю, что это слишком объемная задача. Начинать нужно с простого и идти к сложному. Эту задачу можно разбить на этапы и закрепляться на каждом из них последовательно. Сначала определять группы в отдельности, а потом уже собирать их в целом. Хорошо, то, что каждая группа уже несет сама по себе полезную информацию по применению. Как, например, стимулы к деятельности, стили общения или ориентация на вид деятельности.
Такой метод обучения применяется на сегодняшний день только в НИИ соционики.


Спасибо. Теперь многое стало понятно...smile.gif Скажите, а в НИИ Соционики проходят занятия по профориентации и мотивации школьников?
Вера_Валерьевна
Цитата(Lia @ 17.12.2008, 11:34) «
Спасибо. Теперь многое стало понятно...smile.gif Скажите, а в НИИ Соционики проходят занятия по профориентации и мотивации школьников?


Да, проходят. Есть центр профориентации, где эксперты определяют типы приходящих учеников. Определение происходит в тренингах, когда участникам даются разные задания, а эксперты наблюдают и диагностируют. А затем индивидуально каждому рассказывают о рекомендуемой сфере деятельности, наиболее подходящих профессиях. Или какими средствами реализоваться в той профессии, которую они уже выбрали. Также об инструментах самомотивации. Подробную информацию о самом центре, ценах и времени проведения можно узнать здесь http://socionics.ru/proforient.htm

Также можно прийти на индивидуальную консультацию и получить еще более подробную информацию уже психологического характера. http://socionics.ru/menucons.htm

На сайте института есть примеры отчетов с описаниями типа, которое выдается в результате http://socionics.ru/consultation_4tipolog.htm
Lia
Цитата(Вера_Валерьевна @ 17.12.2008, 3:18) «
Да, проходят. Есть центр профориентации, где эксперты определяют типы приходящих учеников. Определение происходит в тренингах, когда участникам даются разные задания, а эксперты наблюдают и диагностируют. А затем индивидуально каждому рассказывают о рекомендуемой сфере деятельности, наиболее подходящих профессиях. Или какими средствами реализоваться в той профессии, которую они уже выбрали. Также об инструментах самомотивации. Подробную информацию о самом центре, ценах и времени проведения можно узнать здесь http://socionics.ru/proforient.htm

Также можно прийти на индивидуальную консультацию и получить еще более подробную информацию уже психологического характера. http://socionics.ru/menucons.htm

На сайте института есть примеры отчетов с описаниями типа, которое выдается в результате http://socionics.ru/consultation_4tipolog.htm


Спасибо за ценную информацию! smile.gif
Вера_Валерьевна
Цитата(Lia @ 18.12.2008, 11:34) «
Спасибо за ценную информацию! smile.gif


Lia, в НИИ Соционики в 2008 г. проведен масштабный научный психологический
эксперимент.
Эксперимент включал ряд трех - четырех дневных серий с участием до 30 человек в каждой. В эксперименте приняли участие более 200 испытуемых, 12 экспертов. Сценарий каждого дня эксперимента содержал различные групповые задания: - решения игровых ситуаций, ролевые и деловые игры, творческие задания. Задания были направлены на выявление определенных свойств психики, описываемых признаками Рейнина. Это один из ключевых разделов соционики, изучающий особенности психологических типов.

Обработка результатов эксперимента дала возможность пополнить наши знания о психологическом наполнении признаков, для улучшения качества диагностики типов личности в практике психологического консультирования и работе с людьми.

Думаю, что задания, которые использовались, чтобы пронаблюдать каждый из признаков можно потом использовать для диагностики учащихся в классах, разбивая их также на группы. Очень интересные и простые игры использовались.
Конечно мне лично просто интересно узнать и о научных результатах.

Результаты проведенных исследований будут озвучены в докладах на проводимой
3 и 4 января конференции в НИИ Соционики: http://socionics.ru

НИИ соционики приглашает принять участие в конференции всех интересующихся психологией личности, типологическими методами ее исследования.
Relax
Цитата(Вера_Валерьевна @ 17.12.2008, 17:18) «
Да, проходят. Есть центр профориентации, где эксперты определяют типы приходящих учеников. Определение происходит в тренингах, когда участникам даются разные задания, а эксперты наблюдают и диагностируют. А затем индивидуально каждому рассказывают о рекомендуемой сфере деятельности, наиболее подходящих профессиях. Или какими средствами реализоваться в той профессии, которую они уже выбрали.



Понимаю, что сайт о школьниках, но, все-такиsmile.gif)... Для взрослых такие услуги тоже есть?
Вера_Валерьевна
Цитата(Relax @ 1.1.2009, 17:40) «
Понимаю, что сайт о школьниках, но, все-такиsmile.gif)... Для взрослых такие услуги тоже есть?


Да, есть.
Для определения типа в НИИ предумострено несколько возможностей. Это и консультации, и центр профориентации и планирования карьеры, и бесплатное определение типа в учебной группе.
Консультации более дорогИ, при этом наиболее комфорный и быстрый способ определения типа, си подробной психолого-соционической консультацией. Их ведет лично Татьяна Николаевна Прокофьева http://socionics.ru/self.htm

Центр профориентации проходит регулярно, хотя и реже. По стоимости получается дешевле. при этом консультацияполучается менееподробная, направлену чаще именно на профессиональные вопросы и задачи.

На бесплатную диагностику большая очередь smile.gif
Подробнее можно еще посмотреть на сайте http://socionics.ru/menucons.htm
http://socionics.ru/proforient.htm
Виктор Прокофьев
И еще хочу проинформировать всех заинтересовавшихся соционикой:

Учебный центр НИИ СОЦИОНИКИ приглашает Вас 6 февраля в 19-00 на первый модуль курса соционического обучения.

Задача курса:
освоение участниками теории и практики применения соционических инструментов и психологических техник для
личного развития,
гармонизации общения с близким окружением,
организации эффективного взаимодействия коллегами по работе, подчиненными и руководством.

Формат обучения:
мини-лекции, тренинги, деловые игры, групповые разборы видео, аудио, печатных материалов, персональных кейсов.
Основная особенность курса:
его направленность на практику применения полученных теоретических знаний и навыков.
Внимание к Вам наших преподавателей, деловая, творческая и доброжелательная атмосфера гарантируются.

6 февраля, бесплатно пройдя первое занятие 9-дневного модуля, Вы можете определиться со своим дальнейшем участием в нем.
Продолжительность модуля: 64 академ. часа.

Заявки на участие принимаются по электронной почте: nabor@socionics.ru
и по тел.: 649-70-74, 8-916-362-84-72.
Контактное лицо: Света Шведова.
Виктор Прокофьев
В НИИ СОЦИОНИКИ 26 февраля в 19-00 пройдет очередная бесплатная презентация курса соционического обучения.

Начало первого модуля курса: 6 марта.
Продолжительность модуля: 64 академ. часа.

Подробная информация на сайте

Заявки на участие принимаются по электронной почте: nabor@socionics.ru, socionics@socionics.ru
и по тел.: 495-649-70-74, 8-916-362-84-72.
Контактное лицо: Света Шведова.
Виктор Прокофьев
27 марта 2009 г. в Научно-исследовательском институте соционики стартует очередной курс обучения соционики.
На наших тренигах участники получат комплекс соционических знаний и навыков диагностики психологических типов, добавят в копилку своего опыта эффективные методики:
- индивидуального, адресного подхода к детям,
- формирования у них учебной мотивации,
- помощи в профориентации ученикам выпускных классов,
- улучшения психологического климата в коллективе,
- укрепления отношений в семье,
- личностного развития.

Мы приглашаем Вас посетить первое занятие курса бесплатно.

Начало в 18-00
Запись по телефонам: +7 (495) 649-70-74, +7 (916) 362-84-72
E-mail: nabor@socionics.ru
Подробности на сайте http://socionics.ru
Paul
Да, соционика - очень полезная наука, и очень жаль бывает видеть, как ее ставят в разряд с астрологией и морщатся. На мой взгляд, соционика хороша уже тем, что базовые вещи можно освоить достаточно быстро. Приятно видеть, что учителя готовы брать на вооружение то, что незаслужено отнесено в разряд лженауки. )))
mkbosov
Соционика сейчас вообще воспринимается многими как тестики в интернете и не более. А на самом деле очень полезная штука. Но в профориентации по опыту помогает не очень. Сын штук 100 уже этих тестов прошел, а результат - так и не понял, куда хочет поступать. Сейчас очень в моде деловые игры.
Знакомая советовала сходить на эту http://ba.hse.ru/announcements/48857001.html. Вроде и университет успешный и продвинутый, да и программа привлекает. Самое главное, что на практике (как обещают) сможет посмотреть специальность. Отзывы хорошие, многие одноклассники советуют. Сами занятии студенты проводят, так что знают, о чем говорить.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.